Информационные системы бронирования в туризме. Морозова Н.С., Морозов М., Чудновский Д., Жукова М.А., Родигин Л.А

Учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 288 с.

Рассматриваются основные аспекты информационного обеспечения с учетом специфики деятельности в сфере туризма. Излагаются основные понятия и концепции информационного обеспечения туризма, рассматриваются государственные и муниципальные информационные системы в туризме. Описаны системы бронирования в туризме, направления использования Интернета в туризме. Особое внимание уделено информационному обеспечению предприятий туриндустрии и специализированным информационным системам. Представлен зарубежный опыт и перспективы развития информационного обеспечения туризма.

Для студентов высших учебных заведений.

Введение

Глава 1. Система информационного обеспечения туризма
1.1. Понятие и состав информационного обеспечения туризма
1.2. Классификация информационных систем и технологий в туризме
1.3. Государственные и муниципальные информационные системы в туризме
1.4. Правовое регулирование информационного обеспечения туризма

Глава 2. Системы бронирования в туризме
2.1. История создания и развития компьютерных систем бронирования
2.2. Характеристика глобальных систем бронирования
2.3. Российские системы бронирования в туризме
Контрольные вопросы и задания

Глава 3. Информационно-телекоммуникационные сети в туризме
3.1. Понятие электронной коммерции
3.2. Классификация и характеристика туристских Интернет-ресурсов
3.3. Основные направления использования Интернета в туризме
3.4. Характеристика основных специализированных российских и зарубежных туристских серверов
3.5. Классификация и функциональные возможности сайтов туристских фирм и гостиниц
3.6. Анализ функциональных возможностей сайтов российских туристских фирм и их сравнительная характеристика
3.7. Интернет как средство продвижения туристских и гостиничных услуг
3.8. Электронные туристские агентства в Интернете
Контрольные вопросы и задания

Глава 4. Информационные системы в туризме
4.1. Автоматизация деятельности туристских фирм
4.2. Информационные технологии управления гостиницами
4.3. Автоматизация ресторанного бизнеса
4.4. Автоматизированные информационные системы на транспорте
Контрольные вопросы и задания

Глава 5. Проблемы и перспективы развития информационного обеспечения туризма
5.1. Российский и зарубежный опыт использования возможностей Интернета для продвижения туристских дестинаций
5.2. Зарубежный опыт информационного обеспечения туризма
Контрольные вопросы и задания

Литература
Предметный указатель (указатель терминов)
Приложения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика информации, ее виды и требования. Сущность современных и актуальных задач совершенствования информационного обеспечения управления. Информационное обеспечение управления персоналом как управленческая проблема, его основные виды.

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Понятие информационного обеспечения стратегического управления организацией. Формирование информационной базы для принятия стратегических решений. Анализ информационного обеспечения стратегического управления ООО "Визави2000". Видовой состав документации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Управленческая деятельность и информационное обеспечение управления. Документационное обеспечение работы руководителя. Организация секретарской деятельности. Программное обеспечение управленческой деятельности. Системы управления базами данных.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2011

    Основы "информационных технологий" в деятельности туристских предприятий. Использование сети Интернет в туристском бизнесе. Анализ применения информационных технологий управления на примере ООО "Авиаэкспресс-Сервис". Программный комплекс "САМО-ТурАгент".

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Понятие информационных и технических средств управления деятельностью предприятия. Современные методологии описания бизнес-процессов. Анализ информационного обеспечения управления в сети розничных магазинов ООО "КиндерЛэнд", пути его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Теоретические аспекты информационного обеспечения управления деятельностью предприятия, понятие и сущность управленческой информации. Проведение анализа информационного обеспечения управления конкретным предприятием и предложения по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Сущность, значение, особенности и технология организации информационного обеспечения управления предприятием. Автоматизированные информационные системы и их роль в управлении. Анализ информационных потоков и системы документооборота на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

Задачи информационных систем управления туристическими фирмами

Замечание 1

Управление в сфере туризма является сложной системой передачи и обработки огромных объемов информации. Качественное управление туристским предприятием можно обеспечить только используя современные информационные технологии менеджмента.

Информационные системы представляют собой средства сбора, передачи и обработки необходимой для принятия управленческих решений информации, а также включают персонал, который эти действия с информацией осуществляет.

Задачи информационных систем:

  • создание необходимой для эффективного управления ресурсами туристской организации информации;
  • формирование необходимой для управления организации технологической и информационной среды.

Информационные системы управления турфирмами обеспечивают принятие решений высшим руководством на стратегическом уровне.

Свойства и функции операционных систем

Операционные системы служат для обработки данных и осуществления операционных функций на низших уровнях управления, к таким системам относят:

  • системы обработки транзакций,
  • информационные системы контроля над производством,
  • офисные автоматизированные системы.

Уровень развития индустрии туризма в современном мире, а также жесткая конкуренция придают особую значимость информационным системам управления.

Данные системы должны обеспечивать следующие функции:

  • ввод, редактирование и хранение информации о клиентах, турах, отелях, состоянии заявок;
  • вывод различных документов: списков туристов, анкет, описаний экскурсионных туров, гостиниц, ваучеров;
  • рассчитывать актуальную стоимость тура с учетом скидок, текущего курса валют;
  • контролировать оплату;
  • формировать финансовую отчетность;
  • производить экспорт и импорт данных в другие офисные и специализированные программы.

Информационные системы не только ускоряют процесс оформления тура, но и могут уменьшить его стоимость.

На рынке программных продуктов представлены компьютерные системы для автоматизации деятельности внутри туристского предприятия.

Роль компьютерных систем

Замечание 2

Компьютерные системы позволяют вести справочные базы клиентов, партнеров, гостиниц, транспорта, посольств, прием заказов и работу с клиентами, вести учет туров и платежей, создание выходных документов.

Многие программные комплексы формируют документы бухгалтерской отчетности.

Успешная работа турагентства возможна только при обеспечении связи между туроператором и туристским агентством, возможностью он-лайн резервирования и бронирования.

Программные продукты можно разделить на:

  • турагентские,
  • туроператорские,
  • универсальные.

Фирма "Арим-Софт" разработала несколько программных комплексов для работы туристских предприятий, рассмотрим некоторые из них.

  1. Программа TurWin/"Турагент" предназначена для фирм, специализирующихся на выездном туризме. В комплексе предусмотрены основные блоки по созданию и работе со справочниками стран, отелей, рейсов, услуг, партнеров, виз; пакетированию и бронированию туров. Возможно использование шаблонов, создание групповых и индивидуальных туров.
  2. Программа "Овир" предназначена для автоматизации заполнения анкет и оформления заграничных паспортов. Она позволяет снизить время обслуживания клиентов до минимума. Софт предусматривает вывод на печать документов и квитанций.
  3. Программа "Чартер" обеспечивает контроль за наполняемостью авиарейсов пассажирами и грузом, показывает наличие свободных мест.
  4. "Tour Anketa" позволяет заполнять бланки для посольских анкет, сокращая время на их подготовку.
  5. Программный комплекс "Само-Тур" (разработчик "Само-Софт") обеспечивает поддержку основных функций, предусмотренных технологией работы на туристском предприятии. Система содержит более 20 справочных баз данных, позволяет вести календарь бронирований, удобный поиск рейсов, обеспечивает мониторинг бронируемых услуг по отелям и рейсам в продолжении сезона, что позволяет избежать ошибок с перебронированием. С комплексом можно работать в сетевом режиме и назначать специальные права доступа к данным и функциям.

Развитие туристского бизнеса невозможно без использования научной, технической и рыночной информации и современных телекоммуникационных систем, влияние которых па все стороны жизни человека постоянно возрастает. Экономисты считают телекоммуникационные средства, преобразующие информацию и быстро через спутники, доставляющие ее всем желающим, важнейшим фактором производства, наряду с землей, трудом и капиталом.

Международный и внутренний туризм представляет собой мощную отрасль по торговле услугами,

Основу туристической индустрии составляют фирмы: туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовки для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса (рис. 2).

Рис. 2

Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом -- ведь многие турпроизводители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга. Все это позволяет рассматривать туризм как высоко интегрированную ус-лугу, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в организации и управлении. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.). Таким образом, туризм - чрезвычайно информационно насыщенная деятельность. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления.

Именно информационные потоки, а не товары обеспечивают связи между производителями туристических услуг, потому что не сами услуги и платежи отправляются по назначению, а переводится только информация о них. А это значит, что туризм на рынке почти полностью зависит от изо-бражений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации.

От скорости и качества передачи информации во многом зависит эффективность работы на рынке туруслуг.

Информационная среда, в которой реализуется компьютерная технология, характеризуется наличием следующего обеспечения: информационного, технического, математического, программного, лингвистического, организационного, методического, правового и эргономического.

Информационное обеспечение -- совокупность методов и средств построения информационного фонда системы, организации его функционирования и использования. Различают понятия: «информационный фонд» и «информационная база». Информационный фонд включает всю информацию экономического объекта, зафиксированную как на бумажных носителях-документах, так и на машинных носителях. Информационная база отражает только информацию, зафиксированную на машинных носителях.

Информационное обеспечение подразделяется на две большие группы: внемашинное и внутримашинное обеспечение. Внемашинное обеспечение представлено системой классификаторов и кодификаторов информации, системой документации, организацией документооборота. Автоматизированная система учета использует общесоюзные, отраслевые и локальные классификаторы. Первые два вида классификаторов разрабатываются централизованно, последний -- на конкретном экономическом объекте. При этом должна быть обеспечена совместимость всех классификаторов. Система документации представлена первичными, выходными и нормативно-справочными документами. Первичными документами могут быть типовые межотраслевые и отраслевые документы, а также документы, разрабатываемые на самом экономическом объекте. Межотраслевые документы содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являющихся частью унифицированной системы документации. Выходные документы формируются компьютером и представляются в виде печатного документа, в них отражается результатная информация. Они подразделяются на стандартные отчеты, соответствующие учетным регистрам; специализированные отчеты; регламентированные отчеты. К последним относится государственная отчетность, имеющая унифицированные типовые формы, отраслевая и региональная отчетность.

Нормативно-справочные документы содержат условно-постоянную информацию о нормативах и нормах денежных, материальных, трудовых затрат, ценах, тарифах и пр.

Документооборот предполагает рационально организованные схемы прохождения документов от момента их возникновения до исполнения и сдачи в архив.

Внутри машинное обеспечение включает информационную базу автоматизированных систем.

Информационная база -- совокупность данных, размещенных на машинных носителях в соответствии с определенными правилами хранения. В информационных системах она представлена массивами условно-постоянной и текущей информации.

К первой группе относятся классификаторы всех видов, специальным образом организованные и хранящиеся в долговременной памяти компьютеров.

Ко второй группе относятся массивы текущих данных о хозяйственных операциях и массивы первичных документов. Способы организации и хранения этих данных могут быть разными и определяются особенностями используемого программного обеспечения.

Техническое обеспечение -- комплекс технических средств, обеспечивающих информационную технологию. Это -- технические средства сбора и регистрации информации, передачи данных, обработки информации, а также средства офисной техники и специализированное сетевое оборудование.

Математическое обеспечение - это совокупность математических средств, используемых при описании алгоритмов решения задач автоматизированной технологии, а также моделей составления и интерпретации информации, используемых в программном обеспечении.

Помимо алгоритмов решения учетных задач, определяемых нормативной базой технологии, автоматизированные системы включает целую группу моделей, отражающих основные особенности предметной области, но по-разному реализованных в программном обеспечении:

  • 1. Концептуальная модель автоматизированной обработки учетных данных;
  • 2. Модель организации документооборота, определяющая порядок формирования, хранения, обработки и трансформации документов в систему записей;
  • 3. Модель решения функциональных задач;
  • 4. Модели рабочего периода;
  • 5. Модели разделения и интеграции данных.

Особенности реализации перечисленных моделей определяют специфику технологии использования программного обеспечения. Математическое обеспечение отражается в технической документации, в которой описываются задачи, приводятся модели и алгоритмы их решения, а также тестовые и контрольные примеры. Для разработки обеспечения привлекаются специалисты, знающие предметную область, владеющие математическими методами и способные дать формализованное описание порядка решения задач управления,

Программное обеспечение - это комплекс программ обработки, включая передачу данных. По своему назначению программное обеспечение делится на системное, вспомогательное и специализированное.

Системное программное обеспечение - это операционные системы, управляющие функционированием вычислительной техники, сетевого оборудования и прикладного программного обеспечения.

Вспомогательное программное обеспечение -- это совокупность программных средств, необходимых для функционирования программ и предоставляющих пользователям дополнительный сервис. К ним относятся системы управления базами данных (СУБД), интерпретаторы программ, разработанных средствами интерпретирующих систем программирования, различные внешние библиотеки, необходимые для функционирования программ, средства архивирования и защиты данных от несанкционированного доступа и др.

Многие программы могут формировать отчеты в формате MS Excel. Поэтому для просмотра этих отчетов необходимо наличие компьютера либо самого табличного процессора Excel, либо программы просмотра файлов формата Excel. Некоторые современные программы для возможности просмотра отчетов и даже для ввода данных требуют наличия на компьютере какой-либо программы просмотра Web-страниц Интернет и при их отсутствии не могут нормально функционировать.

Специализированное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, непосредственно реализующих алгоритмы решения функциональных задач туристского менеджмента. Среди них:

GDS Amadeus www.amsdeus.ra , Worldspan www.worldspan.com, Galileo www.galileo.ru, Sabre

Российские системы бронирования туристских услуг Алеан www.alean.ru, Сирена www.sirena2000.ru, Matisse, Express, Кипарис, Пансион, ТИС Навигатор

Типовое ПО фирм «Мегатек», «Аримсофт», «САМОсофт», «Интурсофт», «Continent ANT»

Лингвистическое обеспечение -- это система искусственных языков, терминов и определений, используемых в процессе

разработки и функционирования информационной системы. Оно включает: языки описания структурных единиц информации (реквизитов, показателей, документов); управления

(манипулирования) данными информационной базы; описания алгоритмов решения бухгалтерского учета; информационно-поисковых систем; специального назначения.

Организационное обеспечение -- это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие эксплуатирующего и обслуживающего персонала с техническими средствами, программным обеспечением и между собой в процессе функционирования информационной системы.

Эксплуатирующий персонал составляют сотрудники подразделений управления, непосредственно использующие систему в решении своих профессиональных задач.

Обслуживающий персонал -- сотрудники, выполняющие функции обеспечения функционирования системы: поддержку нормальной работоспособности технических средств, программного обеспечения, сохранности и целостности информационной базы. На крупных экономических объектах обслуживающий персонал обычно входит в состав специализированного подразделения, осуществляющего обслуживание автоматизированной системы управления предприятием. Как правило, это технические специалисты, имеющие профессиональные навыки обслуживания средств коммуникаций, вычислительной и оргтехники. Деятельность технических специалистов осуществляется в двух направлениях:

  • 1. Построение и развитие информационной системы (информационный отдел);
  • 2. Спровождение технического и программного обеспечения (отдел эксплуатации).

С использованием компьютеров, современных средств связи и других технических и программных средств значительно упрощается процедура формирования туристского продукта и увеличивается скорость его попадания на туристский рынок. Поэтому технический прогресс прочно завоевывает свои позиции в туристской индустрии. Международные системы бронирования, сети Интернет, электронные базы данных по нормативно-правовым актам в туризме, автоматизированные системы взаиморасчетов непосредственным образом влияют на создание и продвижение любых предложений от туроператоров и турагентов и доходят до потребителя.

Соответственно, использование современных программных и тех-нических средств является наиболее важным в сфере туризма, обес-печивающим рост производительности в туристской отрасли.

В сфере туризма информация используется на двух уровнях: управление деятельностью фирмы и работа с клиентами.

Руководство фирмы нуждается в специальной подборке данных, относящихся к решению определенной проблемы. В современных условиях это важнейший стратегический фактор, поскольку каждая деловая операция связана с успешным сбором, хранением и применением информации. Ее качество зависит от таких факторов, как точность, своевременность, полнота, цельность и краткость.

Поскольку информация накапливается довольно быстро, то возникает необходимость в создании специализированных информационных систем. Существуют информационные системы следующих категорий:

  • - Система коммерческой информации, обрабатывающая ежедневные потоки данных о деловых операциях, включая сведения о запасах, заработной плате и объеме продаж;
  • - офисные системы для конторских служащих;
  • - производственно-проектировочная система для создания новых товаров и проектов;
  • - информационная система управления для составления периодических отчетов, предназначенных руководителям среднего и нижнего звена;
  • - административная информационная система, приспособленная для обслуживания высшего руководства.

Непосредственно с информацией связана работа системы заказов и продажи туристских услуг в транспортных предприятиях, гостиницах, ресторанах, агентствах путешествий. В последние годы для получения и обработки больших объемов бизнес-информации используются мощные компьютерные системы, охватывающие все сферы деятельности турфирм. Обычно инициаторами их создания выступают авиакомпании. Так, AMR в начале 1960-х гг. внедрила комплексную систему Sabre для бронирования билетов. В конце 1980-х гг. ведущие европейские компании во главе с Air France и Lufthansa образовали общую информационную систему Start Amadeus, а группа компаний во главе с British Airways -- систему Galileo. В настоящее время наиболее известными системами являются Start Amadeus, Galileo, Sabre Jnc, System One. Крупнейшая в мире информационная система транспортных и туристских услуг -- компания Sabre Inc. Хотя подобные системы создаются крупными фирмами для себя, их услугами могут пользоваться сот-ни других компаний из разных отраслей. Например, системы Sabre и Amadeus связаны между собой соглашением о совместной дея-тельности. Всем пользователям Sabre разрешен доступ к банку данных системы Amadeus и наоборот. Кроме того, компания Sabre приобрела контрольный пакет акций немецкой коммуникационной компании Dillon Communication System (DCS), получив тем самым доступ в режиме реального времени к более полным базам данных предприятий, которые расположены в других европейских странах, -- авиационных, железнодорожных, судоходных компаний, отелей, фирм по аренде автомобилей, театров, различных клубов и т. д. Sabre связана также с аналогичными системами в Японии и Австралии. Через эту систему было зарезервировано свыше 330 млн турпоездок. Ее доля на мировом рынке информационных услуг достигла 31,4%. Налицо рост доходов от продажи туристским фирмам и частным лицам нового высокорентабельного продукта -- информации.

Внутрифирменная информация предназначена для собственников и менеджеров и используется при принятии решений. Например, в управленческом учете, который представляет собой процесс регистрации, систематизации и оценки финансовой деятельности фирмы, а также обобщения данных о продажах, покупках и других сделках. Учет предназначен для внутреннего пользования и охватывает широкий круг финансовых операций. Хорошо поставленный учет помогает, с одной стороны, собственникам и менеджерам правильно оценивать результаты предыдущего этапа развития фирмы, ее современное состояние, намечать перспективы на будущее и осуществлять регулярный контроль хозяйственной деятельности всех подразделений. В крупных компаниях высшее руководство пользуется только ключевыми показателями. Это способствует повышению оперативности принятия решений.

В бухгалтерии фирмы постоянно накапливается большое количество записей, регистрирующих различные операции, полученная информация затем обобщается в финансовых отчетах. В этих документах представлены основные события прошедшего года и состояние фирмы на данный момент. Финансовые отчеты позволяют сопоставить планируемые показатели с достигнутыми результатами и, проанализировав причины отклонений, осуществить коррек-тировку.

Информация об итогах деятельности фирмы предназначена не только ее менеджерам. Она используется также для воздействия на внешнее окружение. Финансовая отчетность фирмы позволяет оценить инвесторам и акционерам, поставщикам и кредиторам, государственным органам ее финансовое положение. Кроме того, отчеты показывают, насколько эффективна деятельность наемных менеджеров высшего звена. Наиболее важное значение имеют балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежной наличности (кассовый отчет). Эти три финансовых документа пред-ставляют собой важнейшие источники информации о состоянии дел конкретной компании.

Во многих странах туристско-информационная служба имеет государственный статус, т.е. за счет государственного бюджета создана сеть информационных бюро, обслуживающих иностранных туристов. Вместе с тем в рамках каждого туристского предприятия создается система информационного обслуживания клиентов. Это достигается путем сбора необходимых справочно-информационных материалов по всем вопросам, связанным с организацией приема и обслуживания иностранных туристов и изучения этих материалов соответствующими работниками предприятия. К таким материалам, прежде всего, относятся:

информация о паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании;

условия, тарифы и расписание пассажирских перевозок на меж-дународных и внутренних линиях;

информация об условиях автотуризма на автобусах, собственных или арендованных автомашинах (прокат автомашин, автомаршруты, заказ такси);

информация о средствах размещения (отели, мотели, кемпинги, частные дома), их адреса, классность, тарифы;

информация об экскурсионных, культурно-зрелищных услугах (музеи, картинные галереи, архитектурные, исторические памятники, театры и концертные залы, выставки и т.п.);

информация о ресторанах, кафе, барах и других предприятиях питания;

информация о природных достопримечательностях (национальные парки, заповедники, ботанические сады, водопады, гроты, пещеры и пр.);

информация о видах туризма (познавательный, отдых, лечение, охота, спорт, деловой туризм, научный туризм и т.д.);

информация о маршрутах путешествий;

информация о медицинской помощи, видах страхования, по-чтово-телеграфных услугах и других имеющихся возможностях обслуживания иностранных туристов, метеорологические справки;

календарь национальных, религиозных праздников, культурных событий;

обменный курс иностранных валют.

Носителями такой информации могут быть различные справочники, путеводители, буклеты, планы-карты города, памятки, устные ответы.

Следует указать, что одним из критических замечаний, высказанных иностранными туристами в отношении обслуживания в нашей стране, до сего времени была некомпетентность персонала, т.е. его неспособность предоставить необходимую информацию. Туристы жаловались, что чуть ли не по любому вопросу их отсылали от одного сотрудника к другому и нигде они не могли получить вразумительный ответ. Отсюда следует, что овладение информационным материалом и его предоставление по первому запросу иностранного туриста является безусловным требовани-ем создания турпродукта и его успешной реализации, а посему это должно быть отражено в разрабатываемой стратегии маркетинга.

В связи со всевозрастающим объемом информации ее сбор, си-стематизация и использование становятся технически все более трудоемким делом для российских фирм. Поэтому единственным выходом из создавшейся ситуации можно считать широкое внедрение и использование компьютерных информационных систем.

Во многих российских турфирмах уже созданы и действуют ком-пьютерные программы, дающие возможность ввода, хранения и использования информации о гостиницах, транспорте, объектах показа. Широкие возможности в информационном обеспечении турфирм открывает Интернет со специализированными серверами и сайтами, через которые пользователи могут получить необходимую информацию о туристских центрах в различных регионах России.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя:

  • ? государственные информационные системы - это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
  • ? муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
  • ? иные информационные системы.

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, относится к государственным информационным ресурсам и является официальной. Государственные органы, поддерживающие функционирование соответствующей государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации в этой системе, доступ к информации и ее защиту от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и др.

Реестр является федеральной государственной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на бумажном и электронном носителях. Ведение реестра на электронном носителе осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями .

Реестр государственных информационных систем представлен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, http://rkn.gov. ru/it/register/#).

Для обеспечения деятельности в сфере туризма используются следующие федеральные государственные информационные системы (ФГИС).

  • 1. Официальный интернет-сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм, www.russiatourism.ru).
  • 2. Автоматизированная информационная система «Единый федеральный реестр туроператоров» (Ростуризм, www.russiatourism.ru).
  • 3. Автоматизированная информационная система «Информирование об угрозах безопасности туристов» (Ростуризм, www.russiatourism.ru).
  • 4. Информационная система по внешнеполитическим вопросам Министерства иностранных дел Российской Федерации (www.mid.ru).
  • 5. Автоматизированная система оформления приглашений иностранных граждан на территорию Российской Федерации МИД России (www.mid.ru).
  • 6. Автоматизированная информационная система оформления и учета паспортно-визовых документов в консульских загранучреждениях МИД России (www.mid.ru).
  • 7. Автоматизированная информационная система «Загранпаспорт МИД» (www.mid.ru).
  • 8. Автоматизированная информационная система «Служебный выезд» (www.mid.ru).
  • 9. Консульский информационный портал (единый интернет-ресурс) Консульского департамента, консульских учреждений за рубежом и представительств МИД России на территории Российской Федерации (www.kdmid.ru.).
  • 10. Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация, www.favt.ru).
  • 11. Официальный интернет-сайт Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация, www.favt.ru).
  • 12. Информационно-вычислительная система Росстата (Росстат, www.gks.ru).
  • 13. Государственная информационная система миграционного учета Федеральной миграционной службы (ФМС России, www.fms.gov.ru).

Официальный интернет-сайт Федерального агентства но туризму обеспечивает доступ граждан и организаций к информационным ресурсам о деятельности Ростуризма и информации о порядке оказания государственных услуг, предоставляемых Ростуризмом.

Автоматизированная информационная система «Единый федеральный реестр туроператоров» обеспечивает формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров.

Автоматизированная информационная система «Информирование об угрозах безопасности туристов» обеспечивает информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

Информационная система по внешнеполитическим вопросам Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивает формирование информационных ресурсов МИД России и нформацион- ное взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти России, доступ пользователей к внешним российским и международным информационным ресурсам.

Автоматизированная система оформления приглашений иностранных граждан на территорию Российской Федерации МИД России обеспечивает автоматизацию информационных процессов оформления и согласования возможности выдачи приглашений иностранным гражданам, оформление и печать приглашений, автоматизированное информационное взаимодействие между представительствами МИД России, консульскими загрануч- реждениями, Консульским департаментом МИД России и территориальными органами ФСБ России.

Автоматизированная информационная система оформления и учета паспортно-визовых документов в консульских загранучреждениях МИД России обеспечивает оформление и согласование возможности выдачи виз иностранным гражданам и лицам без гражданства для въезда в Российскую Федерацию, информационное взаимодействие между Консульским Департаментом МИД России и дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.

Автоматизированная информационная система «Загранпаспорт МИД» обеспечивает оформление и печать паспортов, удостоверяющих личность граждан за пределами территории Российской Федерации, формирование и ведение базы данных выданных паспортов, взаимодействие между дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, Консульским департаментом МИД России, ФСБ России при оформлении паспортов и согласования вопросов их выдачи.

Автоматизированная информационная система «Служебный выезд» обеспечивает оформление и печать дипломатических и служебных паспортов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, формирование и ведение базы данных выданных дипломатических и служебных паспортов, информационное взаимодействие между Консульским департаментом МИД России, ФСБ России и МВД России ири оформлении дипломатических и служебных паспортов.

Консульский информационный портал (единый интернет-ресурс) Консульского департамента, консульских учреждений за рубежом и представительств МИД России на территории Российской Федерации предоставляет свободный доступ в сети «Интернет» к информации о деятельности Консульского департамента МИД России, представительств МИД России на территории РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, содержит информацию о предоставляемых государственных услугах при осуществлении консульских функций.

Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта обеспечивает автоматизацию процессов передачи, обработки, хранения и предоставления информации в рамках оказания государственных услуг Росавиации и межведомственного электронного взаимодействия с федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Официальный интернет-сайт Федерального агентства воздушного транспорта обеспечивает доступ к информации о деятельности Росавиации, повышение информативности, прием обращений граждан.

Информационно-вычислительная система Росстата предназначена для сбора и обработки статистической отчетности.

Государственная информационная система миграционного учета обеспечивает централизованный персонифицированный учет событий, происходящих с иностранными гражданами на территории России, полную, достоверную и своевременно полученную информацию об иностранных гражданах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, систему регистрационного учета граждан Российской Федерации, систему ведения адресно-справочной работы, систему межведомственного взаимодействия по доступу к учетным данным и организации обмена информацией.

В рамках реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» предусматривается внедрение информационных технологий на уровне муниципального управления. В зависимости от типа муниципального образования (городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселение) состав и структура информационных систем могут существенно отличаться. В настоящее время накоплен уже значительный опыт создания муниципальных информационных систем 1 .

1 Кириенко В.Е. Информационные системы органов местного самоуправления: от ОГАС к информационному обществу. - Томск, Изд. ТУСУРа. - 2012.

  • Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».